Про обработку информации

В недавних разговорах всплыла интересная мысль, из области "почему многие люди не умеют думать". В нашем обществе не отводят времени на обработку информации.

В течение дня к нам по мере взаимодействия с миром поступает огромное количество информации, на которую мы реагируем. Часть требует реакции одноразово – красивое дерево в осенней листве (полюбоваться), воющая сирена (заткнуть уши), неопрятный мужчина (обойти по дуге).

И есть ситуации, которые требуют более активного участия – например, разговор с другим человеком. Здесь недостаточно среагировать только один раз. Нужно реагировать на каждую фразу, ловить контекст этой фразы и всех предыдущих, постоянно обновлять имеющуюся картину взаимодействия. Даже светская беседа о погоде полна принятий мини-решений, а уж если идёт спор или возник конфликт, там начинается уже серьёзная нагрузка, потому что от решений что-то зависит.

До недавнего времени я просто проделывала это, как что-то само собой разумеющееся, не задумываясь. Но однажды жизнь заставила задуматься, и мне открылась бездна, звёзд полна.

Любая ситуация, которая меня как-то зацепила, требует обработки. Даже когда она уже случилась и отошла в прошлое, она влияет на моё настоящее.

Любая.

Не только поворотные события вроде переезда в новую страну или рождения детей.

В нашем обществе кое-как приемлют переживания по поводу драм в стиле романов, разводов, измен и смертей, и прочих громких, больших событий, сопряжённых с эмоциональными переживаниями.

Меня с раннего детства приучили думать, что повседневные, мелкие вовлечения не стоят внимания и переживаний. Типа вот есть жизнь, ты её живёшь. Вот есть взаимодействия, ты через них проходишь. Прошла и молодец. Дальше иди. Чего тут думать, идти надо.

Только на сорок четвёртом году жизни я поняла, что мелкие вовлечения требуют обработки, и если обработка состоялась, то внутренний баланс и покой наступают быстрее и эффективней. Сравнивая теперешний режим обработки и прошлый, у меня ощущение, что я всю жизнь ходила как Штирлиц, с волочащимся парашютом из необработанных взаимодействий за спиной.

Что я имею в виду под обработкой?

Во-первых, определить, какое событие оставило занозу в сердце. Я женщина с двумя маленькими детьми и работой. У меня редко бывает возможность обработать информацию СРАЗУ. А к вечеру, когда я еду на велосипеде домой или ужинаю, впечатления от дня лежат слипшейся кучей, и нужно ещё постараться, чтобы вычленить, что меня гнетёт.

Во-вторых, проговорить занозу словами. Что меня обеспокоило? Почему задело? Обычно я проговариваю это с Витькой. Он в моё событие эмоционально не вовлечён, и легко видит мелкие детальки, которые я, в своём взвинченном состоянии, либо не замечаю, либо наоборот, придаю им гораздо бОльшее значение, чем они того стоят, и под этим предлогом не смотрю на настоящую проблему.

В-третьих, сформулировать проблему и извлечь уроки на будущее. Это может звучать скучно, но для меня этот этап – ключ к уверенности в себе. Я уже научилась не переживать, если не сумела подобрать слов или эффективно прореагировать в пылу момента. В критических ситуациях мы не поднимаемся на уровень ожиданий, а опускаемся на уровень подготовки. Я только что выявила ситуацию, которую, очевидно, считаю критической. Разобрать её и обработать улучшает мой уровень подготовки.

В-четвёртых, получить валидацию. Этот элемент не всегда есть, но когда он есть – он бесценен. Обычно валидация наличествует при разборе ситуаций, к которым у меня уже была подготовка. К примеру, когда мне позвонил учитель сына, чтобы рассказать мне, что наш мальчик не хочет писать курсивом, а я отфутболила эти предъявы заявлением “Я поддерживаю сына. Курсив позволяет быстрее писать, но замедляет или вовсе делает невозможным чтение написанного. Это устаревшая техника и я не вижу в ней ценности” (подробней в отдельном посте). Причина, почему я смогла ответить быстро и чётко – потому что сын некоторое время назад жаловался на курсив и мы с Витькой разобрали с ним эту тему. До чего же приятно иметь в активе свежие знания, которые помогают отфутболивать неадекват!

Из других способов обработки я, по наблюдениям, использую: ходить из угла в угол, ходить на прогулки, заниматься садоводством (это осознание было неожиданностью), рисовать, прокручивать в голове фантастические сценарии. И отдельным большим блоком стоит записывание. Записывать жизненные ситуации словами – способ обработки информации, который я использую по умолчанию. Внимательная аудитория может догадаться, каким образом рождаются многие записи в моём блоге.

Короче. Банан велик, а кожура больше. Если выражать мысль вкратце, то вот она: я теперь сознательно отвожу время на процессинг событий дня. И просто поверить не могу, насколько легче стало жить.


(Моё мироощущение, если процессинг дня сделан не был.)

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a comment